Первое упоминание об Охотском Перевозе.
В октябре 1639 году, отряд казаков – землепроходцев под начальством Ивана Москвитина впервые вышел к охотскому мору и поставил на его побережье Усть-Ильинский острог.
Летом 1647 года казаки из отряда Василия Пояркова недалеко от устья реки Охоты поставили ясачное зимовье, которое в 1649г окружили частоколом из бревен, верхние концы которых заострялись. В 1665 и 1688 годах дважды перенесли с одного места в другое и все время ближе и ближе к морю. Со временем русские освоили все побережье Охотского моря, Камчатку, Сахалин, Курильские острова, дошли до Чукотки.
Так произошло присоединение Охотско-Камчатского края к Российскому государству. Здесь возникли русские поселения, важнейшим из которых был Охотский острог. Тогда все эти новые земли входили в состав Якутского уезда. Охотско-Камчатский регулярно посещали служивые, торговые и промышленные люди, а также чиновники и участники различных научных экспедиций. Поэтому появилось необходимость прокладки первых дорог – троп от Якутска до Охотского побережья.
Известный якутский ученый Ф.Г.Сафронов пишет следующие: “ к Охотскому острогу вьючая тропа была проложена казаками. От Якутска она проходила через р.Сола, озера Тюнгелю и Чурапча, затем немного сворачивала на юг и через реки Лебегене и Татта шла к Амгинской переправе. Далее путь лежал через р. Ноха и выходил к Бельской переправе на реке Алдан. От туда через лесистые горы и по каменистым берегам многочисленных речек шла проезжая дорога к Юдомскому Кресту. От Юдомского Креста попадали на реку Урак, с низовьев которой переходили в низовья реки Охоты, вблизи нее и находился Охотский острог” (Ф.Г.Сафронов. Тихоокеанские окна России. Хабаровск, 1988 с. 54). В 17 веке, весь этот путь преодолевали с большими трудностями за один-два месяца. Эта очень примитивная вьючная тропа просуществовала до 1720-1740-х годов. Во время камчатской экспедиции Витуса Беринга (1720-1740гг.) по этому пути были переброшены на Охотское побережье огромные партии различных грузов и большое количество людей. В 1732, 1734 и 1736 годах были произведены первые работы по расчистке и обустройству дороги. Вьючная тропа стала постепенно превращаться в тракт, известный в истории под названием Охотского.
Самый сложный участок тракта начинался от Бельской переправы. Поэтому здесь, на правом берегу реки Алдан, путешественники часто останавливались на короткое время для отдыха и накопления сил для преодоления сложнейших горных перевалов и многочисленных горных речек с быстрыми течениями.
Упоминаемая здесь Бельская переправа – это территория современного поселка Охотский перевоз. Название получила от реки Белой, впадающий с востока в реку Алдан как раз под поселком. Станки находились на обоих берегах реки. Путники отдыхали обычно после переправы через Алдан на территории современного поселка. Поэтому можно смело предположить, что территория современного Охотского сельсовета была известна казакам, всем путешественникам начиная со времен открытия и освоения Охотского побережья – 30-40-х годов 17века. Здесь всегда останавливались и проводили в порядок караван, снаряжения и грузы. Однако, в 17-18 веках, видимо, не было постоянного, оседлого поселения. Обычно в таких случаях путешественников обслуживали так называемые станционные служители. Таким образом, Бельская переправа – это один из первых пунктов или местностей из современного Томпонского улуса, упоминаемый в документах 17-18 веков.
Проезжая по Охотскому тракту, путешественники встречались с неимоверными трудностями, связанными с необустройством тракта и сложным рельефом местности, через которую проходил тракт. Знаменитый русский ученый путешественник, исследователь Камчатки С.П.Крашенинников, проезжавший по этому тракту из Якутска в Охотск летом 1737 года писал: “Вообще о сей дороге объявить можно, что она от Якутска до Бельской переправы гораздо сносна, а оттуда до Охотска столь беспокойна, что труднее проезжей дороги представить нельзя, ибо она лежит либо по берегам рек, или по горам лесистым. Берега обломками камней и круглым серовиком так усыпаны, что
тамошним лошадям довольно надивиться нельзя, как они с камня на камень лепятся. Впрочем, однако ж, ни одна с целыми копытами не приходит до места. Горы чем выше, тем грязнее; на самых верхах ужасные болота и зыбуны, в которые ежели
вьючная лошадь проломиться, то освободить её нет никакой надежды. С превеликим страхом смотреть должно, коим образом земля впереди сажен за 10 валами колеблется”(С.П.Крашенинников, Описание земли Камчаткию М-Л., 1949, с 55).
Учитывая поездку по Охотскому тракту чрезвычайно сложным и изнурительным делом, правительство предпринимало неоднократные попытки изыскать более доступные, менее сложные и чуть лучше пути из Якутска в Охотск. Но ничего не получилось. После этих неудач в начале 19 века правительство приступило к обустройству по почтовых станков и притрактового населения. В 1811-1812гг. безлюдную часть пути к востоку от реки Алдан, начиная от Бельской переправы стали заселять ссыльными крестьянам и якутами.
“За несколько лет на ранее пустынных местах возникли населенные пункты Мас-Апчинское (это есть ферма Мас-Аппа. – п.п.), Хочудинское, Чернолесское, Улуниахское, Алысардахское, Аллах-Юньское, Юдомо-Крестовское, Мундуканское, Метинское и Медвежьеголовское (Ф.Г. Сафронов. Указ . соч., с.80). Население этих станций увеличивалось в первое время довольно быстро. Переселялись в основном якуты из Батурусского, Борогонского, Баягантайского, Дюпсинского, Мегинского, Кангалаского и Намского улусов якутского округа. Среди них было достаточно много “провинившихся” в своих наслегах жителей поведением которых, были недовольны тойоны и богачи. На обслуживание тракта также переводились русские крестьяне и казаки, были и добровольные переселенцы. Вес переселенцы пользовались некоторыми льготами – до места назначения получали продукты от казны, их обеспечивали охотничьими и рыболовными припасами, конным и рогатым скотом, им передавали сенокосные, охотничьи и рыболовные угодья и т.д.
В населенных пунктах Мас-Апча, Хочуда, Улунах и Аллах –Юнь проживало: в 1814г. – 208 человек, в 1816г. – 215, в 1820г. – 147 человек обоего пола, причем мужчин всегда было больше, чем женщин. Жители тракта сравнительно быстро обзавелись домами, надворными постройками, лошадьми и крупным рогатым скотом в 1814г. в Мас-Апче и Хочуде было 135 жителей, юрт -43, хлевов -23, амбаров и сараев – 19, крупного рогатого скота – 196 голов, лошадей – 184. в 1816г. в этих поселениях уже было население 146 человек, юрт - 48, хлевов – 45, амбаров и сараев – 22, крупного рогатого скота – 292 голов, лошадей – 240 голов (С.М. Сафронов. Указ . соч., сс.80-..).
Однако не смотря на вес старания властей создать вдоль тракта к востоку от Алдана постоянное население не удалось: жизни в отдаленной, глухой местности оказалось значительно трудней, чем в центральных улусах, жили впроголодь, не хватало продуктов и съестных припасов, поэтому многие бежали в свои родные места. Оставались только сезонные ямщики.
В 1830 – 1840гг. между Якутском и Охотском функционировали 24 станции, из них 16 находились в пределах Якутского округа, в том числе Бельская переправа. Она находилась на месте современного поселка Охотский
Перевоз. Поскольку эта была переправа через широкую и полноводную реку, то можно предположить, что данная местность была заселена небольшим количеством людей, работниками переправы и держателями притрактового станка. Можно с уверенностью сказать, что территория современного Охотского
Перевоза была хорошо известна и заселена людьми еще в 18веке. Автор полагает, что возникший в 1811 – 1814гг. и упоминаемый в документах населенный пункт Мас-Апча, находившийся чуть выше современного села Охотский перевоз, это есть современный пункт или местность Мас-Аппа (Мас-Апча – это искаженное название местности Мас-Аппа). Населенный пункт Хочуда также находился в равнинной части предгорья Джуг-Джурского хребта.
На основании многих источников и сверки различных картографических описаний можно утверждать, что Бельская переправа, Мас-Апча и Хочуда – это есть первые населенные пункты на территории современного Охотского сельсовета, возникшие в конце 18 века.
Таковы первые краткие упоминания об Охотском перевозе в исторической литературе.
Материалы из книги о Охотском Перевозе
|