Сегодня в гостях у нашей редакции служитель алтаря, молодой священник Роман.
- Отец Роман, прошло уже полгода, как Вы стали настоятелем Хандыгского православного прихода святых апостолов Петра и Павла. Расскажите о деятельности вашей церкви, что сделано за это время?
- Полгода, конечно, совсем небольшой срок. У священников есть такое негласное правило: два года после твоего назначения на приходе даже подсвечника на другое место не переставляй, т.к. человек в области религии вообще очень консервативен. Мне, конечно, в этом смысле чуть проще, потому что до меня постоянного священника здесь не было, да и храм новый, ещё без особых традиций. Поэтому за эти полгода, главное было познакомиться с прихожанами, войти в курс дел. Из того, что было сделано, главное, конечно, это начало регулярных субботних и воскресных богослужений, подготовительных бесед для крестных и желающих креститься, открытие детских воскресных школ и православных бесед для взрослых.
- Впервые в Хандыге появился батюшка - и понятен интерес жителей к вашей персоне: откуда Вы родом, какая у вас семья, почему избрали путь церковного служителя?
-- Родом я из Нижегородской области, вместе с родителями в 1982 году в трехлетнем возрасте попал на Север, в г. Нерюнгри, где и прожил 24 года, потом жил в Алданском районе, сейчас вот в Хандыге.
К вере пришел в 17-18 лет, как-то это постепенно получилось. Сначала мимо православия прошел, во всех смыслах, чуть не каждый день ходил мимо православного храма, а зайти даже в голову не приходило. Увлекся другими верами, но однажды попал в православный храм и просто понял, что я Дома. Одно время пробовал совмещать свою прежнюю веру с православием, но быстро понял, что это вещи совсем несовместимые. Стал ходить на богослужения, регулярно исповедоваться, причащаться, через год меня взяли в алтарь помогать на службе. Еще через год поставили преподавать в воскресной школе, вести огласительные беседы для желающих креститься, церковные факультативы, радио и т.д. Как-то так сразу перешел на миссионерскую и преподавательскую деятельность, совмещая это с собственным образованием. Конечно, мне теперь этот опыт очень помогает в пастырской работе. Ну а потом я понял, что кроме как в священство, меня пути Господни никуда и не ведут. В 2003 году был рукоположен в диаконы, в 2004 -- в священники. Служил в Алдане, в декабре прошлого года был направлен епископом Зосимой в эти края. Надо сказать, что помимо Хандыги я ещё являюсь настоятелем храма в п. Усть-Нера и и.о. настоятеля в п. Джебарики-Хая, плюс к этому регулярные миссионерские поездки в Заполярье, поэтому приходится много ездить и не всегда есть возможность все силы посвятить одному храму. Что поделаешь, такова наша действительность, расстояния огромные, людей много, а священников мало.
Во всем мне поддержка -- жена Ольга, сыну Данилке пошел четвертый год. Мы с матушкой мечтаем о большой семье, но, как говорится, сколько Бог даст детей, столько и будет. Моя жена - тоже верующая. Познакомились мы в церкви, она помогала тогда - у нее музыкальное образование -- на клиросе петь. Я часто говорю: ты у меня жена декабриста. Как и женам военного, ей тяжело приходится, ездим по всей Якутии. А в Нерюнгри она работала в музыкальной школе "Соловушка", ставшей известной в России и за рубежом своими хоровыми коллективами. Сейчас она преподает в классе фортепиано Хандыгской детской школы искусств.
- Как я понимаю, главная задача Церкви - помочь конкретному человеку прийти к Богу и обрести смысл жизни, духовную опору.
- Не совсем. Это только одна из задач. К сожалению, многие воспринимают обретение веры, как конец своего пути к Богу. Был неверующим - стал верующим, никого не убиваю, не граблю, на праздники в храм захожу, - всё!!! Это в корне неверно. Дело в том, что после настоящего прихода к вере как раз начинается самое тяжелое и страшное - духовная жизнь. Это не чтение духовных книжек с молитвенными воздыханиями, а невообразимо трудная и болезненная перемена себя. Перемена своего характера, нрава, своих привычек, переоценка ценностей, переосмысление прожитой жизни, каждодневный духовный труд, почти всегда связанный с болью и слезами о собственном несовершенстве и своей лени, война с самим собой. Если этого нет, то не надо обольщаться - духовная жизнь ещё не начиналась, ибо, когда Бог входит в жизнь человека, Он не приносит ему комфорта, Он приносит ему тяжёлый труд. Поэтому главная задача Церкви помочь УЖЕ ВЕРУЮЩИМ людям в этой трудной борьбе. Говоря образно, Церковь это не военкомат, которому главное набрать побольше годных новобранцев, а военный госпиталь, который врачует раненых и отправляет их опять на поле боя. Для этого в Церкви существуют Таинства исповеди и причастия, для этого посты, молитвы, чтение Евангелия и т.д. Не случайно Господь в Евангелии сравнивает Себя с врачом, а Церковь называется "врачебницей", т.е. больницей. Человек, не живущий духовной жизнью, просто не понимает, зачем всё это, он предпочитает верить "в душе", "по-своему", "мне посредник для общения с Богом не нужен".
- Вам приходилось слышать такое выражение: "Если ты такой умный, почему такой бедный"?..
- Приходилось. Это распространённый западный афоризм, но он может быть верен только в том случае, если целью твоих знаний является обогащение. Уверен, что к нашей стране он пока не относится. На Руси, вообще, особо о богатствах не мечтали, хотели жить в достатке, "середняками", но не в роскоши. И сегодня это заметно, люди просто хотят жить достойно, не унижаясь и не боясь за завтрашний день. Что касается этого выражения, то вряд ли в нашей стране за последние годы богатыми стали самые умные, чаще бессовестные. Вообще, если главное для человека личное обогащение, то это показывает определённую внутреннюю несостоятельность, неумение себя реализовать, а человек вместо того, чтобы решать свои внутренние проблемы отговаривается тем, что всё оттого, что денег мало. Но даже если они появляются, то внутренняя проблема никуда не уходит. В Писании о богатстве есть хорошие слова: "Кто любит серебро, тот не насытится серебром" (Екклесиаст 5,9).
У меня есть знакомый, который в шальные 90-е годы сделал себе хорошее состояние, немалые деньги, бизнес, и в то время, когда ему многие вокруг завидовали, он уезжал в тайгу и подолгу лежал в тоске на земле, глядя в небо. Через пару лет не выдержал, всё бросил, пришел к вере и Церкви, сейчас он уже более 10 лет трудится священником в центральной России. Я с ним очень близко знаком - счастливый человек.
- Сегодня многие задумываются: что с нами происходит? Падает уровень нравственности, учащаются проявления вражды, агрессивности, много криминала, а поиск идеала в жизни зачастую сменен устремлением к достижению материальных благ. В чём Вы видите надежду на духовное обновление общества?
- Если честно, поводов для оптимизма не много. Скорее это надежда на то, что люди просто устанут от тех ценностей, которые им навязывают, слишком уж они разнятся с нашим генофондом. Хотя, может быть, и это не более, чем иллюзия. Есть ещё надежда на Церковь, на то, что она сможет объединить и обновить наш народ. Объясню, на чём эта надежда строится. Сегодня православие становится элитарной религией, в церкви вы увидите или людей с минимумом образования (традиционные бабушки), либо с максимумом. Особенно это заметно в крупных городах, где создаётся впечатление, что без высшего гуманитарного дорога в храм просто "заказана". т.е. в Церковь потянулась, прежде всего, интеллигенция. Чем больше её в городе или посёлке, тем полнее храмы. Сегодня это очевидная и бесспорная тенденция. В Москве каждый десятый священник, прежде чем прийти к Богу и Церкви, учился в МГУ или МГИМО. Православие совершенно не прижилось в деревнях и посёлках, но прочно обосновалось в городах, особенно университетских. А ведь что с интеллигенцией сегодня, то со страной будет завтра. Скажем, ситуация в XIX веке была ровно обратной. Тогда верующими были в основном крестьяне, а интеллигенция вольнодумствовала, за что страна и получила 17-й год и "красный террор". Поэтому сегодня есть надежда на возрождение Церкви и вместе с ней на обновление духовной жизни народа.
Беседовала З.Топурко.
по материалам газеты “Томпонский Вестник” от 2 июня 2007 г.
|