Суббота, 24 Июнь 2017, 0:35 AM
п. Хандыга, Томпонский район
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Томпонского района [43]
Разные новости [10]
Новости сайта [641]
Наш опрос
Скучаете ли вы по Хандыге
Всего ответов: 605
FATAL ERROR: BAD USER!
 Исторический очерк

Исторический очерк

Томпонский район был образован 20 мая 1931 года из четырех наслегов: Таттинского, Верхоянского и двух наслегов Оймяконского района. По своему географическому положению, по составу населения эти наслеги должны были образовать вновь созданный национальный район, где основным населением были эвены, которые вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством и охотой.
Не случайно район был назван Томпонским (по названию реки в северо-восточной части Якутской республики). Территория района в основном расположена в среднем течении реки Алдан и в бассейне горной реки Томпо, поэтому название правильно отображает местонахождение Томпонского района.
Томпонский район является одним из быстроразвивающихся и имеющих большое будущие регионов республики, что связано с освоением ряда ценных, экономически выгодных государству месторождений и географическим положением центра района поселка Хандыга как одного из крупных транспортных узлов Якутии.
Поселок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение.
Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.
11 ноября 1931 года вышло постановление Политбюро ЦВКП(б) по вопросу освоения северо-востока. Через два дня Совет Труда и Обороны постановил организовать трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы и разработки недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края. Трест получил сокращенное наименование «Дальстрой». Своей деятельностью этот трест охватил территорию от Берингова моря на востоке и до реки Лены на западе. Таким образом, вся Восточная Якутия оказалась включенной в систему «Дальстрой». Правительство страны решило осваивать этот регион, богатый полезными ископаемыми, но не было дорог, были только вьючные тропы.
Первоначально планировалось строительство железной дороги, но затем решили строить автомобильную. Существовало несколько вариантов будущий дороги, но окончательный проект был подготовлен дорожно-изыскательной экспедицией, возглавляемой Карповым Михаилом Константиновичем. Он является и основателем поселка Хандыга. Когда обсуждался вопрос о строительстве автодороги, то первоначальным пикетом будущей дороги обозначалось село Крест-Хальджай, но М.К.Карпов в целях сокращения дороги решил её строить с новой точки и , таким образом выбрал берег Алдана, который находился на 80км выше села Крест-Хальджай. Москва дала добро на инициативу М.К.Карпова и он решил осуществить передислокацию своей экспедиции на новое место названное Хандыгой по названию реки. Об этом М.К.Карпов писал следующие: «… переезд был решен, и в середине декабря 1939 года первая группа людей с палатками выехала из села Крест-Хальджая в Хандыгу. Пять палаток, установленных в два ряда, расположились на берегу. Сразу же приступили к заготовке леса и постройки бани.» В начале мая об изменении месторасположения экспедиции было сообщено в Москву и в Магадан. А в скорее на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись «Пристань Хандыга – «Дальстроя НКВД».
С этого события берет свое начало п. Хандыга, но настоящие строительство и развитие поселка связано с более поздним временем, а именно с 1941 годом. В декабре 1940 г. М.К.Карпов выехал в Москву для утверждения проекта будущей дороги и сметы. А вскоре последовал приказ, изданный заместителем министра внутренних дел В.В.Чернышевым, о преобразовании дорожной экспедиции в управление дорожного строительства с постоянным месторасположением базы управления в Хандыге. Одновременно приказом о преобразовании вышел приказ о назначении М.К.Карпова начальником вновь созданного Алданского управления дорожного строительства.
3 февраля 1941 г. М.К.Карпов по распоряжению В.В.Чернышева выехал на станцию Большой Невер принять с консервации управление.
Байкало-Амурской магистрали (БАМ) 100 грузовых автомашин ЗИС-5, 56 тракторов и 150 человек лагерного состава.
В апреле 1941 г. колонна автомашин двинулась на Хандыгу по Аямскому тракту и 1 мая они прибыли в Хандыгу. Осенью 1941 г. в Хандыгу начали прибывать баржи с заключенными, их везли с БАМа. Этим заключенным предстояло строить Хандыгу и дорогу Хандыга Кадыкчан. На базе Хандыгской дорожной экспедиции и в сентябре 1941 г. было организовано Алданское управление дорожного строительства, которое вместе с управлением дорожного строительства Севера приступило к строительству автопроезда Кадыкчан-Хандыга. Строительство автопроезда протяженностью 733 км завершилось в августе 1943 г. в районе Верхоянского перевала.
Наряду со строительством дороги развивался поселок Хандыга, где начиная с 1941 г. появились дорожное управление, автобаза, электростанция, радиостанция, почта, сберкасса, столовая, аптека, а в 1942 г. – школа. По завершении строительства автодороги управление дорожного строительства и управления автобазы из Хандыги было переведено на Колыму, в Адыгалах Магаданская область).
В связи с этим основная часть населения в 1943-1944 гг. переселилась в Адыгалах и поселок Хандыга опустел. В 1948 году в Хандыгу стали прибывать геологи Дальстроя, для проведения геологических работ, и был создан Алданский разведрайон. В 1948 г. Адыгалахское управление дорожного строительства обратно перевели в Хандыгу, был создан !»Янстрой» для строительства дороги до Батагая (Верхоянский район). Этим управлением в течении ряда лет (с1949 по 1955 гг.) было освоено капиталовложений на 160 млн. рублей на реконструкцию дороги Хандыга-Томпорук и строительства автодороги Томпорук-Эге-Хая. Управление «Янстроя» осуществляло свою деятельность в п.Хандыга до 1955 года, а потом было ликвидировано. На базе технических и продовольственных складов «Янстроя» в Хандыге были собраны две организации – Хандыгский техснаб и продснаб.
п. Хандыга
В начале 40 годов п.Хандыга в административном отношении находился в составе Таттинского района, но в 1954 году в связи с укрупнением района вошел в состав Томпонского района и стал административным центром.
2006-2015© Озон 
Календарь новостей
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика

Рейтинг@Mail.ru