Среда, 26 Июль 2017, 3:29 AM
п. Хандыга, Томпонский район
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Томпонского района [43]
Разные новости [10]
Новости сайта [641]
Наш опрос
Скучаете ли вы по Хандыге
Всего ответов: 605
FATAL ERROR: BAD USER!
 Охотский Перевоз

Охотский Перевоз в 1941 – 1945гг.

В это время новый поселок со всеми хозяйственными организациями примыкал ко 2 Алданскому наслегу Таттинского района. На обоих берегах реки рядом с Охотским Перевозом находились небольшие якутские деревни. Напротив поселка на левом берегу Алдана находилась деревня “Берег” – центр колхоза “Красная звезда” и 2 Алданского наслега. На правом берегу реки в 30 км выше Охотского Перевоза находился участок Мас-Аппа – центр колхоза “Красный Алдан”. В 1940г. произошло объединение этих двух колхозов, новый укрепленный колхоз получил название “Красный Алдан”, в нем было 59 хозяйств, 131 человек трудоспособного возраста. В поселке “Берег” проживало свыше 30 хозяйств колхоза.
Об Охотском Перевозе в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. имеются многочисленные воспоминания колхозников, работавших на перевозке грузов из Охотского Перевоза на Аллах-Юньские прииски старожилов поселка и т.д. Однако в них содержится противоречивые сведения и данные, встречаются различные ошибки, неточности и т.д. Но все это объективно, такие ошибки – это типичное свойство многих воспоминаний. По этому в данных заметках мы использовали только документы, материалы исполкома Аллах-Юньского районного совета, управления “Джугджурзолотопродснаба”, разных районных организаций.
Так в докладной записки исполкома Аллах-Юньского райсовета от 19 февраля 1942года дана следующая характеристика Охотскому Перевозу: “…с момента открытия и начала разработок месторождений золота в районе реки Аллах-Юнь и её притоков… Охотский Перевоз стал служить перевалочной базой всех видов грузов предназначенных для золото разработок. ”
По мере роста Алаах-Юньского золото промышленного района Охотский Перевоз вырос крупный рабочий поселок и является в настоящее время основной перевалочной базой всех видов грузов транспортируемых в Аллах-Юньский район.
По состоянию на 1 февраля 1942 года в поселке насчитывается 469 планово построенных жилых и складских построек, улицы имеют названия, дома пронумерованы. В поселке насчитывается 14 государственных предприятий, учреждений и организаций:

 1) перевалочная база ЗПС с торговой сетью по Охотскому Перевозу;
 2) техбаза треста “Джугджурзолото”;
 3) пристань “Лензолотофлот”;
 4) промартель Красное знамя;
 5) рыбный завод;
 6) отделение Госбанка;
 7) поселковое отделение НКВД;
 8) почтовое отделение с конно-почтовой станцией;
 9) метео- и гидростанции;
 10) больница треста “Джугджурзолото”;
 11) средняя школа, с количеством учащихся 508 человек;
 12) сельский совет;
 13) пожарное депо;
 14) клуб и др.

Население поселка на 1 февраля 1942 года составляет 2850 человек, из которых в вышеперечисленных предприятиях и учреждениях работают 1150 человек, иждивенцев 836 человек, детей до 12 летнего возраста 864.
С сельским хозяйством, за исключением огородничества, которое является подсобным предприятием рабочих и служащих, поселок не связан.
Перспективы дальнейшего развития поселка в ближайшие 2-3 года, неограниченны, так как в силу своего расположения поселок Охотский Перевоз неизменно будет служить основной перевалочной базой грузов для Аллах-Юньского золотопромышленного района.
Летом 1943г. в поселке были открыты детские ясли на 35 мест. При больнице работала аптека.
Кроме того, в поселке находились конный двор и большое зимовье для приезжающих сюда конных подвод и колхозников – возчиков. Например, в зиму 1943/1944 года из 8 районов в Охотский Перевоз на перевозку грузов прибыло 2255 лошадей с возчиками, из них участвовало в перевозке до конца сезона 1930 лошадей. А в зиму 1944/1945г прибыло 1779 лошадей, до конца сезона участвовало в перевозке 1686 лошадей. Если принять во внимание, что на 4 подводы полагался один возчик, то в зимнее время население Охотского Перевоза увеличивалось на 450-600 человек (вместе с колхозниками всегда приезжали бригады, а также другие представители колхозов и районов для организации и контроля перевозок, а также для расчетов с “Джугджурзолотопродснабом”).
Перевалочная база золотопродснаба содержала также зимовья и ночевки для остановки возчиков: на дороге Охотский Перевоз – Аллах-Юнь – 11 зимовий, на дороге Охотский Перевоз – Эльдикан – 8 зимовий.
В целях недопущения хищения грузов и лошадей, а также лучшего обслуживания транспорта к началу грузоперевозок 1944/1945г в поселке Охотский Перевоз были построены новый двор площадью 3 гектара с изгородью 3 метровой высоты и новая кузница на 2 горна. Кроме того на дороге Охотский Перевоз – Аллах-Юнь было построено 6 конных дворов вместимостью 420-450 лошадей каждый. Было оборудовано 9 канонеток и сушилок сбруи. На всех собственных зимовьях построены всего ясель и коновязей на 1450 лошадей и кормушек на 410 лошадей.
В отчете “Джугджурзолотопродснаба” о грузоперевозках в зиму 1944/1945г. зимовье Охотского Перевоза характеризуется следующим образом:
“Двор зимовья обнесен хорошей изгородью-забором… Во дворе зимовья для обслуживания лошадей имеется конетайка, хомутная и портная, а также кузница (последняя вне двора)… Для ночлега возчиков – колхозников имеется 2 зимовья, удовлетворительно оборудованных, в которых в достаточной степени поддерживается чистота. Но пребольшом наплыве колхозников оба зимовья не могут вместить всех, получается скученность, теснота и грязь. Въезд колхозников и вход других лиц во двор производится по пропускам через контрольную будку. Во дворе зимовья имеется склад для хранения продуктов и других запасов возчиков – колхозников. За поддержанием во дворе чистоты, порядка и соответствующего ухода за лошадьми установлен строгий ветеринарно – санитарный надзор”.
С начала Великой Отечественной войны началась мобилизация военнообязанных в Красную Армию на фронт. В 1941г. в Аллах-Юньском и Усть-Майском районах, обслуживаемых Аллах-Юньским районным военным комиссариатом, военная мобилизация охватила только Охотский Перевоз, Эльдикан, Усть-Маю и Усть-Юдому, откуда ушло на фронт 508 человек (по другим данным – 882 человека). На местах непосредственной добычи золота призыва людей в Армию не было.
В августе 1942г. в Охотском Перевозе также прошел призыв в Красную Армию. Летом 1943г. из Аллах-Юньского района, куда входил Охотский Перевоз, в Армию было призвано 806 человек – 32,2% рабочих “Джугджурзолото”.
Следующая, предпоследняя и более массовая мобилизация из Охотского Перевоза состоялась в июле 1944г. из Охотского перевоза и поселка (прииска) Усть-Наталия тогда призыву подлежали 68 военнообязанных и 14 призывников 1926 года рождения. Всех призывников из Усть-Майского и Аллах-Юньского районов намечалось отправить в Якутск пароходом.
Летом 1945г. в Красную Армию были призваны военнообязанные 1927 года рождения, которым исполнилось 18 лет.
Таким образом, население Охотского перевоза в годы войны было охвачено всеми пятью мобилизациями в 1941, 1942, 1943, 1944 и 1945 годах.
Сколько человек было призвано в Красную Армию в 1941-1945гг. непосредственно из Охотского Перевоза, точно установить, пока не удается. По воспоминаниям старожилов число мобилизованных составляет от 250 до 500 человек. Если исходить из того, что рабочих, непосредственно добывающих золото, старались много не брать, то для выполнения плана мобилизации стремились побольше призывать рабочих, занятых в обслуживающих отраслях треста “Джугджурзолото”. С учетом того, что в Охотском Перевозе проживало и работало много мужского населения, причем самого трудоспособного возраста, можно предположить, что число призванных в Красную Армию из Охотского перевоза могло составить достаточно большую цифру за все четыре года Великой отечественной войны 1941 – 1945гг.

Материалы из книги о Охотском Перевозе

2006-2015© Озон 
Календарь новостей
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика

Рейтинг@Mail.ru